Радиосвязь на внутренних водных путях


В. Евстратов

Содержание Введение

Уважаемый читатель!
Настоящая статья открывает серию публикаций с целью дать представление судоводителям и владельцам малых судов о современной судовой радиоэлектронной аппаратуре, обеспечивающей безопасность плавания в самых разнообразных условиях и удобство в управлении судном.

Современный рынок судовой радиоэлектроники предлагает множество приборов различного назначения, изготовленных как ведущими мировыми производителями, так и малоизвестными фирмами, имеющих зачастую одинаковые назначение и характеристики, что существенно затрудняет для неискушенного судовладельца выбор оптимального для него оборудования. В меру своих знаний и способностей мы постараемся познакомить Вас с наиболее интересной и полезной аппаратурой и помочь определиться в море предложений.

Цикл статей открывает публикация на наиболее актуальную тему - о связи. Выбор такого начала не случаен - связь в наибольшей степени определяет безопасность плавания как в море, так и по внутренним водным путям, а также предоставляет возможность общения с близкими, друзьями и коллегами.

Связь в море и на внутренних водных путях (в дальнейшем - ВВП) существенно различаются по составу средств, частотам и условиям распространения радиоволн, поэтому оба этих вида будут изложены раздельно в двух публикациях.


Особенности радиосвязи на внутренних водных путях

Радиосвязь на внутренних водных путях существенно отличается от радиосвязи на море по условиям распространения радиоволн и способам осуществления связи.

Как известно, на море дальность связи определяется дальностью прямой радиовидимости, ограниченной естественной кривизной земной поверхности, что позволяет при расположении антенн на высоте 10 - 15 м обеспечивать надежную связь на расстояниях до 25 морских миль, а в случае благоприятных условий распространения радиоволн и более. Так, на Чемпионатах России на Онежском озере автором были зафиксированы дальность связи 30 - 35 миль между судейским судном и яхтами, оснащенными морскими стационарными радиостанциями и расположенными на топе мачты антеннами.

К сожалению, на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только на больших водоемах. В большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, препятствующих распространению радиоволн и тем самым затрудняющих, а то и полностью исключающих саму возможность радиосвязи.

При нахождении малых судов в камерах шлюзов при использовании носимых радиостанций связь с диспетчером может быть неустойчивой даже при небольших расстояниях из-за пропаданий сигналов, вызванных сильными отражениями радиоволн от стенок камеры и стоящих в ней судов (такой процесс называется "интерференцией радиоволн" - сложением прямых и отраженных волн, сопровождающийся усилением или ослаблением сигналов).

Имеются отличия в интенсивности и характере использования морских и речных радиостанций. Если в море суда расходятся и маневрируют, как правило, на достаточно больших расстояниях, то движение судов на реках и каналах происходит в непосредственной близости друг от друга, в связи с чем судоводители должны постоянно согласовывать свои действия с помощью радиосвязи. Поэтому радиостанция для судоводителя речного судна является важнейшим средством судовождения.


Принципы организации связи на внутренних-водных путях

Радиосвязь на внутренних водных путях осуществляется в диапазонах частот 300,0125 - 300,5125 МГц и 336,0125 - 336,5125 МГц. Данные диапазоны разделены на отдельные участки, образующие так называемую сетку каналов, выделяемых судам и береговым службам для тех или иных целей - для межсудовой связи в целях безопасности, для связи с диспетчерами портов и гидротехнических сооружений, для получения прогнозов погоды и путевой информации и т. п.. Номера и назначение частотных каналов устанавливаются "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)", утвержденными Службой Речного флота Министерства транспорта Российской Федерации и согласованные с местными органами Государственного надзора за радиосвязью.

Основным видом радиосвязи на внутренних водных путях является радиотелефония в симплексном режиме (когда прием и передача разнесены по времени), используемом для оперативной связи "судно - судно" и "судно - берег". Для вхождения в так называемую радиопроводную систему связи Речфлота и в городские телефонные сети используется дуплексный режим (когда прием и передача ведется одновременно, как в обычном телефонном аппарате).


Возможности радиосвязи

Судоводители малых судов, находящихся в плавании по внутренним водным путям, могут использовать радиосвязь:
для обеспечения безопасности и эффективности плавания;
для передачи и приема сигналов бедствия и согласования взаимных действий при проведении спасательных операций;
для приема гидрометеорологических и навигационных извещений;
для связи судов с яхт-клубами (стоянками) и между собой;
при проведении соревнований.

Безопасность плавания обеспечивается согласованием взаимных действий и маневров в ходе движения судов (самый типичный случай - согласование порядка расхождения и обгона), что достигается наличием оперативной связи между участниками движения на специально выделенном для этого 5-м частотном канале, который одновременно используется и для передачи сигналов бедствия. Для наблюдения за сигналами бедствия в определенных пунктах (обычно в крупных портах) на этих каналах ведется наблюдение береговыми радиостанциями, практически перекрывающими все водные пути европейской части России.

Для быстрого и безопасного прохождения шлюзов судоводители малых судов должны на 3-м частотном канале осуществлять связь с диспетчером, который может назначить очередность и порядок прохождения, указать место швартовки, предупредить о возможных перемещениях больших судов. Переход на 3-й канал должен производится после прохождения первого светофора и используется для радиообмена с диспетчером и с судами в шлюзе.

Для обеспечения безопасности, особенно на больших открытых водоемах, важное значение имеет знание условий плавания. Для своевременного оповещения судоводителей об изменениях в гидрометеорологической и путевой обстановке на определенных каналах осуществляется передача соответствующей информация в установленное для этих сообщений время. При этом передаются прогнозы погоды на сутки от времени начала передачи, срочные предупреждения и оповещения (например, штормовые предупреждения), сведения о плавающих предметах и мелях, об изменениях в навигационной обстановке и расстановке навигационных знаков и т.д. Передача сообщений обычно осуществляется на 2-м канале, а а также на дуплексных каналах (6, 7, 8, и т.д.). Перечень радиостанций, передающих гидрометеорологическую и путевую информацию, и номера каналов приведены в приложении.


Правила ведения радиосвязи

Порядок и правила ведения радиосвязи определяются "Указаниями по организации и ведению радиосвязи с судами при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации". Положения и требования настоящих Указаний должны строго соблюдаться всеми лицами, использующими радиосвязь на внутренних водных путях России, независимо от ведомственной принадлежности судна. Ниже приведены выдержки из действующих правил, которые могут быть использованы судоводителями малых судов при плавании по внутренним бассейнам РФ.

1. Сигналы бедствия, срочности и безопасности
1.1. Сигналы бедствия, срочности и сообщение о бедствии передаются по указанию капитана судна.
1.2. В случае, когда судно терпит бедствие и требует помощи, сигналы бедствия и срочности передаются и принимаются с использованием всех имеющихся на борту судна радиосредств.
1.3. В случае возникновения аварийной ситуации капитан (вахтенный начальник) судна обязан вызывать ближайшие суда на 5-м канале, а при невозможности установления связи вызывать ближайшую береговую станцию на присвоенном ей канале.
1.4. Ни одно из положений настоящих Указаний не может служить препятствием к использованию радиостанцией терпящего бедствие судна всех имеющихся возможностей для установления связи с ближайшими судами или береговыми пунктами для передачи сообщений о бедствии и запроса помощи.

2. Передача прогнозов погоды, путевой информации и циркулярных сообщений

Передача прогнозов погоды, предупреждений и путевой информации осуществляется по установленному расписанию на выделенных для этого каналах и в соответствии с таблицей (см. Приложение 2).

3. Служебная радиосвязь

3.1. В период плавания главная УКВ радиостанция должна быть постоянно включена на 5-м канале (300,2 МГц). Частота 300,2 МГц является частотой бедствия, безопасности и вызова для радиотелефонии на внутренних водных путях страны. Ведение переговоров на 5-м канале, не связанных с вопросами обеспечения безопасности, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
3.2. Переговоры с диспетчерским персоналом портов, пристаней, гидроузлов и других береговых объектов должны осуществляться на закрепленных за ними частотах.
3.3. Перед вызовом радиостанции предварительным прослушиванием на канале вызываемой радиостанции необходимо убедиться в том, что она не ведет радиообмен с другой радиостанцией, и лишь после этого сделать вызов.
3.4. Радиосвязь должна осуществляться с соблюдением Правил ведения радиотелефонных переговоров по каналам радиосвязи на внутренних водных путях России, а переговоры носить четкий и лаконичный характер.

При ведении радиообмена применяются позывные, в качестве которых используются названия судов или названия гидросооружений: "Теплоход "Рыбинск", "Вега", "Шлюз №1" , "Петрозаводск-Радио" и т.д.

Например, вызов диспетчера шлюза №1 звучит так: "Шлюз №1"я яхта "Вега", прием".

Если диспетчер принял вызов, то он отвечает: "Вега", я "Шлюз №1", вас слышу хорошо, прием". После этого могут быть проведены переговоры о порядке прохождения шлюза. Аналогичный порядок установлен и для связи и с судами на 5-м канале.

При аварии судна передается сигнал бедствия на 5-м канале (а при отсутствии связи - на каналах береговых радиостанций), состоящий из:
слова "БЕДСТВИЕ", передаваемого три раза;
слова "ГОВОРИТ", передаваемого один раз;
названия судна, терпящего бедствие, передаваемого три раза.

Сигнал бедствия и сообщение о бедствии следует передавать до тех пор, пока оно не будет получено подтверждение о приеме.

Сигнал бедствия по очередности пользуется абсолютным приоритетом перед другими сигналами. Все другие радиостанции, принявшие сигнал бедствия, должны немедленно прекратить любые передачи, которые могут создать помехи радиообмену по оказанию помощи терпящему бедствие.

За сигналом бедствия передается сообщение о бедствии, состоящее из сведений о характере бедствия, местонахождении судна, требуемой помощи и любых других сведений, способствующих уяснению положения судна для оказания ему помощи.

Помимо сигналов бедствия, к приоритетным относятся сигналы срочности и безопасности, передаваемые также на 3-м канале.

Сигнал срочности указывает, что вызывающая радиостанция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности судна или какого-либо человека, находящегося на нем или видимого с него.

Сигнал безопасности говорит о том, что данная радиостанция будет передавать сообщения, касающиеся безопасности плавания, важные гидрометеорологические сведения или изменения в судоходной обстановке.

На внутренних водных путях всем радиостанциям запрещается:
работать на неразрешенных каналах;
использовать не присвоенные позывные сигналы;
устанавливать связь и производить обмен с неразрешенными береговыми корреспондентами, за исключением радиостанций судов, терпящих бедствие;
увеличивать мощность радиопередатчиков выше указанной в разрешении на эксплуатации;
применять произвольные коды и сокращения.


Средства связи

Все радиостанции, устанавливаемые на судах, плавающих на внутренних водных путях, должны обязательно иметь Допуск Речного Регистра России и Сертификат Министерства связи независимо от их принадлежности и от того, являются ли эти радиостанции главным либо дополнительным оборудованием.

В настоящее время на малых судах с ограниченным объемом внутренних помещений и энергоемкостью источников электропитания могут быть использованы несколько моделей УКВ радиостанций отечественного и зарубежного производства - известные всем "Гранит Р-44" и "Гранит Р-24", "Радиома-300", Motorola GP-340 и GM-350, "Река-С". Для более объективного выбора капитаном или судовладельцем той или иной радиостанции для своего судна приводим их основные характеристики. Все представленные ниже радиостанции имеют Допуск Речного Регистра РФ.

"Гранит Р-44" Современная компактная носимая УКВ радиостанция. Имеет все речные каналы (16 симплексных и 12 дуплексных) в диапазонах 300,0125 - 300,5125 МГц и 336,0125 - 336,5125 МГц. В комплект поставки входят штатная антенна, аккумуляторная батарея, зарядное устройство и кожаный чехол. Радиостанция легко трансформируется в стационарную - для этого дополнительно поставляются адаптер для питания от источников постоянного тока 12,6 В, гарнитуру (громкоговоритель/микрофон с переключателем прием/передача), выносная антенна с кабелем. При наличии на судне бортсети 24 В постоянного тока может быть использован преобразователь напряжения 24/12 В. В настоящее время "Гранит Р-44" является основной и наиболее распространенной радиостанцией малых судов. Она проста в управлении, обладает высокой надежностью и в стационарном варианте позволяет поддерживать связь на достаточно больших расстояниях. Данная радиостанция в течение шести лет использовалась автором на главном судейском судне Чемпионата России по крейсерским гонкам "Онежская регата" и показала себя с самой лучшей стороны.

"Гранит Р-24"
Стационарная судовая УКВ радиостанция. Как и "Гранит Р-44", имеет все частотные каналы. В состав штатной комплектации входят приемопередатчик, преобразователь напряжения 220/24/12 В, пульт управления, выносной громкоговоритель и внешняя антенна. Приемопередатчик изготовлен в виде т.н. "черного ящика" что позволяет размещать его в любых местах, оставляя на приборной панели поста рулевого только пульт управления и громкоговоритель.

В прошедшем 2001 г. в производство был запущен вариант "Гранит Р-24" специально для малых судов - с компактным пультом управления, совмещенным с выносным громкоговорителем. При наличии на судне бортсети 12 В радиостанция поставляется без преобразователя напряжения, что значительно снижает ее стоимость.

"Река - С"
Стационарная судовая УКВ радиостанция. В отличие от двух предыдущих имеет только 4 частотных канала (2, 3, 4 и 5) в диапазоне частот 300,050 - 300,200 МГц. Питание от источника постоянного тока напряжением 12,6 В, а с помощью дополнительно поставляемых блоков питания - от сети переменного тока напряжением 220 В или от сети постоянного тока напряжением 24 В.

"Радиома - 300"
Стационарная судовая УКВ радиостанция. Работает на всех частотных каналах. В штатную комплектацию входят приемопередатчик, выносной громкоговоритель, преобразователь 220/24/12 В, выносная антенна. Для судов с напряжением бортовой сети 12,6 В поставляется без преобразователя (за исключением металлических судов с изолированным от корпуса "минусом". Имеет современный дизайн, подсвечиваемые дисплей и клавиши.

Motorola GM-350
Широко известная мобильная УКВ радиостанция, адаптированная к требованиям , предъявляемым к стационарным судовым радиостанциям. Может работать на всех частотных каналах либо, по желанию заказчика, на части из них - набор каналов устанавливается поставщиком. В штатную комплектацию входят приемопередатчик, преобразователь напряжения (предлагаются несколько моделей преобразователей), выносные антенны (предлагаются 3 модели). На малых судах с напряжением бортсети 12,6 В радиостанция может использоваться без преобразователя напряжения (за исключением металлических судов с изолированным от корпуса "минусом". Имеет современный дизайн, подсвечиваемый дисплей и клавиши.

Motorola GP-340


Рекомендации по эксплуатации радиостанций

Автору этих строк довелось испытать некоторые из перечисленных радиостанций в ходе семи Онежских регат и плаваний на различных акваториях. Накопленный многолетний опыт эксплуатации речных УКВ радиостанций, в первую очередь, наиболее распространенных "Гранит Р-44", позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации.

Теория и опыт применения радиостанций показывает, что дальность связи на ВВП зависит не столько от мощности передатчика, как от высоты подъема антенн. При использовании носимых радиостанций со штатными антеннами дальность связи на открытой воде обычно достигала 3 - 4 мили, при связи с судном - 6-7 миль, тогда как при расположении антенн на мачтах дальность уверенной связи достигала 15 - 20 миль. Используемое иногда на яхтах расположение наружных антенн на кормовых релингах не дает заметного прироста дальности связи - разве лишь за счет применения более эффективных, чем штатные, антенн с усилением 3 - 5 дБ.

Наиболее целесообразна установка антенн на мачту при плаваниях по рекам и каналам и, особенно, при прохождении шлюзов. Как отмечалось ранее, при нахождении малого судна в камере шлюза при работе носимой радиостанции на штатную антенну связь с диспетчером может быть неустойчивой из-за многократных отражений радиоволн. Подъем антенны выше камеры (обычно высоты мачты даже небольшой яхты вполне хватает для этого) сразу снимает проблему провалов в приеме сигналов диспетчерской станции.

При размещении антенны на мачте должна быть предусмотрена запасная антенна - это актуально особенно для стационарных радиостанций, ибо при поломке мачты в штормовых условиях (самая распространенная авария!) экипаж лишается возможности подачи сигналов бедствия.

При выборе радиостанций следует учитывать возможности источников электропитания судна, место размещения станции, уровень шума на рабочем месте. Если на судне имеется только аккумулятор, то целесообразно пользоваться носимой радиостанцией - стационарные потребляют больше энергии, особенно в режиме передачи, и, кроме того, критичны к состоянию аккумуляторной батареи. На катерах, имеющих повышенный уровень шума и на больших яхтах уровень мощности встроенного громкоговорителя носимой радиостанции недостаточен для качественного прослушивания сигналов, поэтому в этом случае целесообразно пользоваться стационарными установками, позволяющими, к тому же, подключать дополнительные громкоговорители.

Следует иметь в виду, что для приобретения радиостанций необходимо получить разрешение в Федеральном государственном унитарном предприятии "Радиочастотный центр" Вашего федерального округа (бывший Госсвязьнадзор).


Приложение 1. Технические характеристики радиостанций

Тех. характеристики,
Тип радиостанции

Диапазон частот (МГц),
Кол-во каналов

Мощность передатчика (Вт)

Потребляемый ток
прием/передача (мА)

Масса, кг

"Гранит Р-44" 300,0125-300,5125
336,0125-336,5125
28
0,5; 2 и 4 25/1100 0,46
"Гранит Р-24" 300,0125-300,5125
336,0125-336,5125
28
1 и 15 - -
"Река-С" 300,0125 - 300,5125
4
1 и 10 400/3200 2,2
"Радиома-300" 300,0125-300,5125
336,0125-336,5125
28
1 и 15 -  
Motorola GM-350 300,0125-300,5125
336,0125-336,5125
16
1 и 4 - -
Motorola GP-340 300,0125-300,5125
336,0125-336,5125
28
1 и 10 - 1,03 (без преобразователя)


Приложение 2. Береговые радиостанции, ведущие наблюдение за сигналами бедствия

Водоем(ы)Наименование пунктаПозывной№ каналаВремя работы
Рыбинское водохранилище Павлоково Череповец-1 5 Круглосуточно
Череповецкое вдхр., Белое озеро Шексна
Аристово
Иванов Бор
Белозерск
Череповец-1
Череповец-1
Белозерск
Белозерск
5
5
5
5
Круглосуточно
Онежское озеро
Беломорско-Балтийский канал
Вознесенье
Вытегра
Петрозаводск
Шала
Повенец
Вознесенье
Вытегра
Петрозаводск
Шала
Повенец
5
5
7
11
7
Круглосуточно
Ладожское озеро Свирица
Мыс Сторожно
Погран-Кондуши
Шлиссельбург
Мыс Осиновец
Мыс Денисово
О. Валаам
Питкяранта
Новая Ладога
Свирица
Свирица
Свирица
Шлиссельбург
Шлиссельбург
Шлиссельбург
Приозерск
Питкяранта
Новая Ладога
5
5
5
5
5
5
5
5
5
Круглосуточно
Финский залив Ломоносов
Мыс Стирсудден
Красная Горка
Ломоносов-1
Петербург-3
Петербург-3
24
24
24
Круглосуточно


Приложение 3. РАСПИСАНИЕ БЕРЕГОВЫХ РАДИОСТАНЦИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХ ПРОГНОЗЫ ПОГОДЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПУТЕВУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Водоем(ы)Наименование пункта,
позывной
№ каналаВремя передачи прогнозаВремя передачи путевой информации
Канал им. Москвы Северный порт (Москва-4) 9 По запросу По запросу
р. Волга Кимры 2 По запросу По запросу
Углич (Углич-3) 2 По запросу По запросу
Рыбинское водохранилище Рыбинск-7 11 Сороковая минута каждого четного часа То же
Череповецкое водохранилище
Белое озеро
Череповец-1 7, 8 00.35 - 00.45
04.35 - 04.45
08.35 - 08.45
16.35 - 16.45
20.35 - 20.45
То же
Белозерск 8 То же 06.50 - 07.00
14.50 - 15.00
Вытегра-1 10 То же 04.50 - 05.00
12.50 - 13.00
Вознесенье 11 То же 00.50 - 01.00
08.50 - 01.00
Подпорожье 6, 7, 8, 9 То же 00.50 - 01.00
08.50 - 09.00
16.50 - 17.00
Онежское озеро,
Беломорско-Балтийский канал
Петрозаводск 7 Первые 10 мин. каждого четного часа То же
Шала 11 01.00 - 01.15
07.00 - 07.15
13.00 - 13.15
19.00 - 19.15
То же
Повенец 7 01.00 - 01.15
07.00 - 07.15
13.00 - 13.15
19.00 - 19.15
То же
Ладожское озеро Свирица 6 01.00 - 01.10
03.00 - 04.10
09.00 - 09.10
13.00 - 13.10
18.00 - 18.10
21.00 - 21.10
06.50 - 07.00
16.00 - 16.10
22.50 - 23.00
Приозерск 7 По запросу По запросу
Питкяранта 6 По запросу По запросу
Шлиссельбург 6 По запросу 04.50 - 05.00
12.50 - 13.00
20.50 - 21.00
Санкт-Петербург, Петербург-5 7 По запросу 07.50 - 08.00
14.50 - 15.00
22.50 - 23.00
Финский залив Ломоносов-1 24 00.00 - 00.10
06.00 - 06.10
12.00 - 12.10
16.00 - 16.10
20.00 - 20.10
12.00 - 12.10
20.00 - 20.10


В раздел Статьи