Кругосветный бродяга

Евгений Александрович Гвоздев, 58-летний судовой механик из Махачкалы, отправился в кругосветное плавание после того, как в течение 13 лет бороздил Каспийское море на яхточке, переделанной из шлюпки. "Я метался по Каспию, как тигр в клетке" - так говорит Евгений Гвоздев о своих походах того времени.Но в начале 90-х годов прошлого столетия с помощью спонсоров Евгений смог построить новый пятиметровый швертбот "Лена", на котором и отправился в первое плавание за пределы моря-озера.

Он ушел из Новороссийска 15 декабря 1992 года, а в апреле 1993-го писал из Одессы: "Поделил все продукты пополам. Буду идти вперед, пока не съем половину, а на остальное вернусь. Так что не волнуйтесь - осенью буду дома". Кругосветное плавание - это личный план самого капитана. Спонсор, выдавший Гвоздеву 100 долларов, отправил его в Черное море с совсем другим заданием: пройти вдоль берега до Стамбула и обратно. Гвоздев в роли испытателя яхты выданные деньги отработал, но задание по своему разумению продлил, понимая, что за Босфором хозяин яхты поневоле будет ему помогать, поскольку опасное океанское плавание только прославит парусную скорлупку. Босфор пройден - только вперед!

А впереди ожидало разное.

Телеграмма с острова Барбадос: "Атлантику перешел за 45 дней без приключений. Намерен выйти в Тихий океан, если Каннев вышлет денежку". 1994 год был отдан Тихому океану. Затем полгода в Австралии: шел вдоль берега от Брисбена до Дарвина. Лето 1995 года посвящено Индийскому океану. Маршрут пролегал по десятому градусу южной широты. Заходил на острова Рождества, Чагос, Сейшелы. В Сомали его ограбили и чуть не убили местные жители. До Джибути добрался уже совсем налегке. В Российском посольстве честно признались, что заботиться о своих гражданах у них нет возможности. Консервы подбросили моряки с французского фрегата. Красное море с трудом одолел за 86 дней. Встречный ветер, 40-градусная жара и мириады подозрительных лодок и катеров с любителями легкой наживы. "Африканские воды - не место для прогулок", - замечает капитан Гвоздев.

Наконец, Средиземное море, и 17 февраля 1996 года в лабиринте греческих островов яхта "Лена" замыкает кольцо кругосветного плавания. За четыре года на Родине произошли столь резкие изменения, что не знаешь, как тебя встретят. Но весть о том, что наш человек в одиночку прошел вокруг света на маленькой яхточке, разлетелась с быстротой молнии, одарив людей удивлением и радостью. Есть еще у нас чудаки, способные своими идеями вдохновить или заставить задуматься тех, кому Бог не дал возможности побродить по свету.

От Новороссийска до Актау (с заходом в Махачкалу) он шел вдвоем со старым приятелем Владимиром Степановым. Это благодаря ему мы знаем о хождении Евгения Гвоздева вокруг света. Евгений скуп на описания и рассказы, но охотно делится выводами из уроков, полученных за тысячу дней плавания.

"Главное - не рисковать. Надо научиться предвидеть ситуацию. Мысленно ее ухудшить и наметить пути отхода. Ночью надо спать. Использовать любую возможность для отдыха и восстановления. К трудностям относиться легко, с юмором, как к давно желанным вещам. И что бы ни случилось, на завтрак - молочный суп для создания домашней атмосферы. И, конечно, любить море, свободу. Тогда плавание получится."

27 июля 1996 года "Лена" пришла к месту старта, в яхт-клуб "Бриз" казахстанского города Актау. Отгремели фанфары, отзвучали помпезные речи. Последовала трехлетняя сухопутная пауза, во время которой Гвоздев пытался было изложить свои приключения на бумаге. И сам же вынес приговор: "Я понял, как не надо писать". Зато понял, что надо делать дальше: идти в новое кругосветное плавание. Евгений вернулся к своему "утюжку" - маленькой (3,6 х 1,4 м) шлюпочке, висевшей на балконе его дома в Махачкале. Евгений переделал шлюпочку в яхточку. Спонсором стал мэр Махачкалы Сайд Амиров. Яхточку назвали в его честь, на борту появилась надпись "Said". После пробного рейса по Каспию яхточку перебросили в Новороссийск. Отсюда, как и 7 лет назад, но уже 65-летним, Гвоздев стартовал 2 июля 1999 года для нового - на долгие годы - кругосветного бродяжничества по морям и океанам. До Гибралтара шел четыре месяца. Там англичане подарили GPS-приемник. Дальше - Канарские острова.

Новый 2000-й год встретил на пути к островам Зеленого Мыса. Атлантику пересекал по диагонали, курсом на Бразилию, куда "Said" пришел в начале марта. Логика океанских переходов Гвоздева проста: на борт можно взять провизии и воды на три месяца (максимум на 100 дней): за это время нужно выйти к цивилизации, иначе будет трудно. К Магелланову проливу Евгений Александрович шел не спеша: там лучше появляться летом, которое в Южном полушарии длится с декабря по февраль. Встретил третье тысячелетие. В конце февраля 2001 года прибыл в Пунта-Аренас - чилийский порт почти в самой середине Магелланова пролива. Впереди, при выходе из пролива, - бесчисленное количество островков, скал, фьордов. И громадные ледяные волны - работа неистовых западных ветров. Ждать, когда стихнут западные ветры, бессмысленно, потому что они не стихнут никогда. Гвоздев принял помощь чилийских военных моряков, и они забросили "Said" в Вальпараисо. Российский капитан продолжал познавать мир. В феврале 2002 года он сообщил о себе с благословенного Таити: он идет на Самоа, а оттуда собирается взять курс на австралийский Дарвин. Продуктов у него на 4 месяца. На Таити ему подарили опреснитель морской воды - он очень обрадовался. Хотели подарить 9-метровую яхту - он отказался. Теперь его яхта уже в водах Индийского океана.

Возможно, кто-то спросит: зачем все это в 68 лет? Ждите ответа, однако сам Гвоздев уже сказал раньше: "Если женщина родила хотя бы одного ребенка, она выполнила свой земной долг. Нам, мужчинам, нужно сделать в жизни такое, чтобы этому ребенку было, что рассказать..."

Материал подготовлен по статье "Евгений Гвоздев - кругосветный бродяга", опубликованной в журнале "Яхтенный мир" №4 2002г.


О путешествии Е. Гвоздева на Said вы можете почитать здесь